menu
3DRIVE
search search
Регистрация Пароль: E-mail:
Завершить регистрацию
Забыли пароль? Если вы не помните пароль от учетной записи, то восстановитье его, используя форму ниже: E-mail: Восстановить пароль
Вход в учетную запись Пароль: Войти Регистрация Забыли пароль?

Mazda-go, Giant и история знаменитого японского трицикла

14.01.2019
Мазда-го: легенда, знаменующая начало японской авто-промышленности
Мазда-го: легенда, знаменующая начало японской авто-промышленности

Этих фанатов всего японского, наверное, сильно огорчит реальная картина: на самом деле, Япония до 1945 года была преимущественно аграрной страной, а её промышленность находилась в, мягко сказано, удручающем состоянии. Плохое состояние японской промышленности влияло и на национальную армию, порой лишённую самого необходимого для ведения войны.

Одной из попыток хоть как-то компенсировать технологическое отставание японской армии от армий потенциальных противников (в частности, в области транспорта) стало использование транспортных трициклов, среди которых особое место занимает семейство «Мазда-го».

Краткая история создания легенды

История его создания такова: в 1929 году фирма Toyo Kogyo (первоначальное название «Мазда») под руководством Дзюдзиро Мацуда, тщательно проанализировав потребности внутреннего японского рынка, пришла к выводу, что идеальным транспортным средством в условиях Японии является мототрицикл. Скопировав английский трицикл марки «Триумф», «Мазда» (к тому времени фирма получила своё нынешнее название в честь иранского бога Ахура-Мазды) в 1931 году начала его выпуск под именем «Mazda-go DA».

Первое время продажами трицикла занималась дилерская сеть «Митсубиси», причём делала это так плохо, что за год было продано всего 66 машин. Представьте себе, чтобы современные Митсубиси не продали за 1 год даже 4 десятков машин? Смешно, не так ли?

Памятуя о неудачном опыте, Мацуда организовал собственный дилерский отдел и начал заниматься продажами своих трициклов сам, делая это так удачно, что уже в 1932 году начался экспорт трициклов в Индию и Китай. Вслед за DA последовали модели TCS, KC и GA. Трицикл «Mazda-go» выпускался до 1957 года, за это время было выпущенно 200000 машин.

Что же представляла собой эта машина? Это был тяжёлый мотоцикл, в задней части которого был установлен металлический короб прямоугольной формы, рассчитанный на перевозку 4 человек или 700 кг груза.

Mazda-go
Mazda-go

Двигатель у модели DA – мотоциклетного типа, одноцилиндровый, верхнеклапаный, воздушного охлаждения, объёмом 482 куб. см; коробка переключения на всех модификациях – трёхступенчатая, с ручным переключением скоростей; тормоза – ручные, дисковые; имелся также карданный привод на задние колёса.

Обзор данного транспортного средства:

Новые модификации незначительно отличались от прототипа: так, TCS имел двойную раму, GA – новый двухцилиндровый двигатель рабочим объёмом 964 куб. см. После того, как в 1932 году Дзюдзиро Мацуда взял дело с продажами своих трициклов в свои руки, «Mazda-go» нашёл широкое распространение во всех отраслях народного хозяйства Японии.

Надёжный, легко управляемый и экономичный, он быстро снискал популярность у японцев и стал обычной машиной что на деревенском просёлке, что в городских переулках. Полученные с продажи трициклов деньги позволили Мацуде, наконец, начать производство своих легковых автомобилей, но все его планы спутала война.

С самого начала боевых действий «Mazda-go» участвовал в них как транспортное средство (зачастую являясь самым грузоподъёмным из того, что имела японская армия), патрульная машина и машина связи. Использовали «Mazda-go» и китайцы, причём не только как транспорт, но и как подвижную платформу для станковых и зенитных пулемётов (аналогом такого оружия являются наши тачанки и современные «технички»).

В 1945 году производство «Mazda-go» было остановлено, ведь выпускавший их завод находился в пострадавшей от атомной бомбардировки Хиросиме, однако уже в 1948 году производство трициклов было возобновлено – оккупационные власти не видели ничего страшного в машине, которую собирались активно использовать.

Производство «Mazda-go» было окончательно прекращено в 1957 году, оставив значительный след в истории, ведь «Mazda-go» не только самый тяжёлый и самый успешный трицикл за всю историю мотостроения, но и та машина, с которой началась история японской корпорации «Мазда». А возможно и всё автомобилестроение.

GIANT

Трициклы «Mazda-go» плотно занимали нишу тяжёлого грузового мотоциклетного транспорта на японском рынке и все попытки сдвинуть их оттуда неизменно терпели крах. Вместе с тем и народное хозяйство, и вооружённые силы Японии нуждались в лёгком и манёвренном транспорте, способном оперативно доставить груз что в тесноте городских подворотен, что в обширных пространствах заводских цехов. И потребители получили этот транспорт в 1936 году в виде трицикла «GIANT».

Сконструировали эту машину в компании «GIANT Motors» с одной целью – вытеснить наконец с японского рынка грузовых мотоциклов фирму-монополиста «Мазда», но уже в процессе разработки трицикла стало ясно, что он не способен потеснить уже полюбившийся людям «Mazda-go», что принцип «догоняющий всегда отстаёт» действует и на этот раз.

Поиск выхода из сложившейся ситуации и подтолкнул руководство фирмы «GIANT» к рассмотрению проблемы малотоннажного транспорта в Японии. Решение было принято быстро: в проект были внесены необходимые изменения и лёгкий трицикл «GIANT» в 1936 году был наконец запущен в производство.

По своему устройству «GIANT» почти полностью повторял «Mazda-go» с той лишь разницей, что передняя часть у него была не мотоциклетная, а скорее мотороллерная (с развитым оперением, защищающим водителя от пыли и грязи, но при этом водитель сидел на нём верхом, как на мотоцикле) и короб на задней части трицикла изготавливался из дерева, а не из металла, как у «Mazda-go».

Основное отличие между этими двумя трициклами было в двигателе. На «GIANT» был установлен одноцилиндровый, верхнеклапанный двигатель с системой двойного вспрыскивания. Это техническое новшество позволяло трициклу развивать скорость 80 км/ч при рабочем объёме двигателя всего в 650 куб. см. Производство грузового трицикла «GIANT» продолжалось вплоть до 1945 года, когда головной завод компании был разрушен бомбардировками Токио и более не возобновлялось, точное число произведённых машин неизвестно.

Советский монстр «Урал» - потомок британских «Триумфов», японских «Маздаго» и немецких «БМВ», который выиграл войну
Советский монстр «Урал» - потомок британских «Триумфов», японских «Маздаго» и немецких «БМВ», который выиграл войну

С самого начала продаж трицикл «GIANT» плотно занял лёгкого грузового мотоциклетного транспорта и в народном хозяйстве Японии, и в её вооружённых силах. Он применялся там, где трицикл «Mazda-go» в силу его размеров использовать было нецелесообразно: как внутризаводской транспорт, погрузчик и буксировщик на складах и в портах, локомотив для вагонеток в угольных шахтах.

С началом Второй мировой войны, имевшиеся в народном хозяйстве «GIANTы» начали активно мобилизовываться в вооружённые силы Японии в дополнение к уже имевшимся там трициклам. Во время Второй Мировой войны «GIANT» стал основной аэродромной машиной японской авиации.

На его шасси выпускались бензозаправщики, маслозаправщики, автостартёры, он использовался как буксировщик и для подвоза лётчиков и боеприпасов к самолётам, при этом выполняя эти функции не только на наземных аэродромах, но и на палубах авианосцев. Несмотря на трагическое прекращение производства в 1945 году, «GIANT» тоже оставил свой след в мотостроении, став одним из предшественников мотороллера.

Автор статьи
admin
Нравиться
Вы уже голосовали

Читайте также

Комментарии

Для возможности комментирования этой статьи, пожалуйста войдите или пройдите регистрирацию
Оставь комментарий первым!
Наверх