Прошлое, в котором было будущее (история из жизни, или откуда взялись электромобили)
11.11.2018Всё началось на застолье, незадолго до Нового года. Собрались у нас дома друзья и знакомые, многие - с детьми. Всё как обычно - шум, веселье, шампанское и детские мультики на втором телевизоре.
Один из друзей, бывший одноклассник Артем привез всю свою семью на новеньком Tesla Model S 90 kW. Электромобиль Тесла, припаркованный около нашего дома, настолько удивлял наших соседей, что некоторые даже сфотографировались возле него. Артему во время ужина так и хотелось рассказать о своем новом электрическом монстре, похвастаться разгоном, ценой, салоном и всем, чем только можно. Сын опередил его.
- Видели нашу машину? - с гордостью произнес паренек. - Электрическая. Одна из первых!
- Электрическая? - засмеялся еще один знакомый. - Как дрель?
- Одна из первых? - удивилась я. - Как это одна из первых?
И здесь началось то, что называется неосведомленностью.
- Он имеет в виду, - усмехнулся владелец "одной из первых", - что раньше ведь электромобилей никто не делал.
Пришлось спорить. Первое, что пришло мне в голову, это было:
- Погодите, а как же троллейбусы?..
Кто-то засмеялся, а вот Артем задумчиво ответил:
- Ну да, точно... Они ведь электрические...
- Или трамваи! - вставил кто-то из гостей.
- Или тепловозы, электрички!
- Нет, погоди. В тепловозе дизель установлен...
Это спор и утверждения невпопад пришлось прервать историческим экскурсом. Гости долго меня слушали и очень удивлялись. А рассказывала я следующее.
Шестой этап развития: здравствуй, современный нефтяной мир!
На самом деле, дорогие гости, то, что вы называете первыми электроавтомобилями - это уже шестая стадия их конструкции. Первым был этап зарождения электротранспорта и был он... когда бы вы думали? Нет, не двадцать лет назад. Это было 160 лет тому назад. Особенно это интересно услышать тем, кто считает, что в 19 столетии не было электричества. Оно было, причем позволяло вращать колеса и развивать скорость порядка 20 км/ч.
В конце 19 века электроавтомобили начали развиваться еще сильнее, при этом появилось уже несколько производителей, которые активно конкурировали. К 1930 году эта стадия считается завершенной и начинается эпоха их локальной эксплуатации. В 1960-х годах во многих странах начинается новая эра в создании электроавтомобилей, которая предусматривает множество инженерных разработок и уникальных конструкторских идей. В начале 80-х годов начинается глобальный спад в развитии этого транспорта. И вот, теперь, мы с вами замечаем новый небывалый рост - серийные электромобили выходят во втором десятилетии 21 века в полную силу. Помимо компаний Toyota, Nissan, Хонда и прочих известных концернов, выход автомобилей осуществляется новой корпорацией Тесла. При этом цена электромобилей тесла довольно низкая, они вполне вмещаются в рынок современного автотранспорта.
Однако в чем действительно была проблема? Почему целые 30-40 лет никто не думал о прогрессе, ведь электромобили так экономны, экологичны и уникальны? Почему все дружно забыли историю, тянущуюся с самого 1837 года?
Да здравствует нефтяной мир! Таков мой ответ на поставленный вопрос. Да, именно нефтяной. Когда я слышу пояснения и оказывается, что все дело в аккумуляторах (раньше люди не могли додуматься изобрести компактный и мощный аккумулятор), то меня преследует мысль, что меня кто-то обманывает. Радиолампы превратились в транзисторы и диоды, которые в свою очередь превратились в микросхемы. Люди изобрели процессоры, компьютеры, способные производить триллионы операций в секунду; изобрели роботов способных строить более новые компьютеры и автомобили. Но, аккумулятор изобрести не смогли? Странная причина, не так ли? Особенно, если взять во внимание явные изменения конъюнктуры на нефтяных рынках. Быть может владельцам нефтяных компаний и акционерам, в руках которых, к 80-м годам, был почти весь научный мир, было не выгодно, чтобы с рынка вытеснялись двигатели внутреннего сгорания, которые съедают миллионы литров топлива?
Первые рекорды скорости и соперничество с топливом
Угроза нефтяным рынкам со стороны электроавтомобиля была очевидна. С того момента как братья Девенпатор и Пейдж в 1837 году изобрели первую экспериментальную модель прошел всего один год, прежде, чем известный Якоби провел в России серию экспериментов над электродвигателями, которые питаются электрическим током из гальванических элементов. После этого, все дальнейшие разработки, с каждым годом лишь совершенствовали электромобили, превращая их в достойных соперников автомобилю.
Дело здесь вовсе не в скорости. Скорость машины - показатель современного времени, однако раньше все было иначе. К концу 19 века электро или авто транспорт считался априори ненадежным для межгородских путешествий и поэтому использовался только в качестве прогулочного городского.
И автомобиль, и электромобиль к концу 1880 года развивали скорость 20 км/ч, передвигаясь до полной разрядки 10-15 километров. В 1887 году улицы Лондона были наполнены электрическими такси, которые почти ничем не отличались от бензиновых. Однако они были намного более тихими, и не оставляли после себя черный углекислотный смрад.
В 1899 году появился первый русский электромобиль, созданный знаменитым конструктором И. Романовым, а спустя 2 года в России был выпущен 15-местный электрический автобус.
Что касается скорости, то в 1898 году электромобиль удалось разогнать до скорости 63,3 км/ч. Через один год, в 1900 году в Париже он был разогнан до 106 км/ч. Краткий экскурс в электроисторию автомобилей:
Хотите сказать, что бензиновые машины все равно были в большинстве? А что вы скажете, если я отвечу вам, что в начале 20 столетия только 22% автомобилей были оснащены бензиновым мотором. При этом 38% машин были наделены электрическими двигателями. Остальной процент составляли паровые машины, но они, со временем и вовсе вышли из обихода. Очевидно (и это было еще больше очевидно нефтяным компаниям в 80-х годах), что при честной конкуренции и при равном уровне инженерных разработок электромобиль может победить автомобиль и вытеснить его с рынка.
Полагаю, и это не только мое мнение, что изготовить литий-ионную аккумуляторную батарею аналогичную современным тесла, могли 30-40 лет тому назад, если бы этот процесс не сдерживался со стороны рынка нефти. Более того, при таких прогнозах, электромобиль того времени заряжался бы столько же, сколько заряжается электромобиль современности (порядка 4-8 часов). При таких возможностях и перспективах развития электродвигателей того времени, электромобиль мог пройти расстояние порядка 100-140 километров на одном заряде. Это бесспорно означает, что электромобили всего за несколько дней вытеснили бы все автомобили того времени.
А что делали до 80-х годов?
- Выходит, - задумчиво сказал Артем, владелец Теслы,- что моя машина относится не к "первым", а к "выжившим".
- Да, - отвечаю я. - Их должны были изобрести гораздо раньше. Подумать только, бензиновые 16 цилиндровые спортивные моторы мощностями по 1500 лошадиных сил технологии позволяли создавать, а литий-ионную батарейку нет.
- Ладно, это конечно действительно странно. Ну, а как дела обстояли до 80-х годов? Почему не делали электромобили?
Пришлось продолжать свой исторический рассказ.
Как это не делали. Очень даже делали. Например, у нас, в России, Так, в 1935 году на базе машины ГАЗ, был создан первый в истории советский электроавтомобиль. В том же году профессор Резенфорд руководил командой, которая смогла создать электромобиль ЗИС весом в 2 тонны.
После Великой Отечественной войны были созданы две модели почтовых электромобиля, которые имели грузоподъемность 1,5 тонны.
Не будь задержки в развитии этого вида техники, 1959 год попал бы в историю как год огромного прорыва. Двумя институтами был создан первый советский электроавтобус, который мог перевозить 80 человек. Нет, это был не троллейбус, а самый настоящий огромный электроавтомобиль.
На сегодняшний день разнообразие электромобилей только кажется большим. На самом деле, не будь провалов в развитии, мы бы имели уже колоссальную производственную базу электроавтотранспорта, при этом уровень развития аккумуляторов достигало бы неимоверных высот.
Какие электромобили продаются? Есть три типа таких машин - полноразмерные, внутригородские и микроэлектромобили. именно последние активно разрабатывались в Англии и Франции в 70-х годах прошлого века.
На сегодняшний день лидерами продаж, конечно, является Тесла, Ford, Nissan и Kia.
Кстати, забыла сказать, что, если бы электроавтомобили продолжили развиваться исторически, не притормаживаясь, то юридические аспекты тоже были бы разрешены гораздо раньше.
Например, у нас в России, во всех городах кроме Московской области, налог на электромобили рассчитывается также, как и обычно:
Налог = Мощность х Налоговую ставку
В завершение своей истории скажу, что наибольший рост электромобилей был в период с 1966 года по 1971 год. Именно тогда разработали колоссально количество электроавтомобилей.
Единственная страна, которая продолжала развивать эту промышленность - Великобритания. Несмотря на все сложности, число электромашин в Англии все равно росло.
Комментарии