10 секретов, скрытых под лаком
07.05.2020Тёмное прошлое автомобиля часто скрыто под слоем свежей краски. Чтобы обнаружить это, вам следует использовать датчик толщины лакокрасочного покрытия. Однако ключом к успеху является правильная интерпретация результата. Цифры не только следует получать, но и правильно истолковывать. Толщина лака варьируется в зависимости от его типа, производителя, места кузова, где он был нанесён или... ухода предыдущего владельца.
Что измеряет датчик?
Само название устройство «датчик лака» немного сбивает с толку. Фактически, сенсорная головка, соприкасаемая с лакокрасочным покрытием, измеряет расстояние до нижележащего тела – металлического листа. И поскольку различные другие слои (например, шпаклёвка) могут скрываться под лаком, измерение включает их все вместе. Весь этот материал было решено называть лаком, однако это очень неточный термин.
При измерении слоев небольшой толщины используются два метода: ультразвуковой и магнитный. Последний проще в использовании, а датчик во много раз дешевле в изготовлении. Вот почему большинство толщиномеров лака основаны на принципе измерения изменений магнитного поля при наличии металлического листа. Самые дешевые электронные счетчики способны измерять только слои на стальном корпусе, немного лучше и на алюминиевых листах. Однако принцип индуктивного измерения исключает измерение толщины лака на пластиковых элементах.
Какой предел толщины?
Для традиционных обычных или металлических лаков предельная толщина покрытия составляет около 200 мкм. Все, что имеет толщину ниже этого значения, не следует ремонтировать, а выше - ремонтируется. Формулировка «следует» наиболее подходит по нескольким причинам. Прежде всего, при ремонте дорогих машин иногда используется шлифовка, чтобы довести слой до заводской толщины краски. Во-вторых, при нанесении большего количества слоёв на заводе могут появиться более толстые оригинальные краски. Конечно, однако, нет слоя замазки под слоем 200 мкм.
Средняя толщина краски типичного современного автомобиля, покрытого водным лаком, составляет 80-140 мкм. Однако есть модели, в которых оригинальный лак составляет всего 70 мкм.
Толщина также уменьшается при интенсивной полировке кузова. Если владелец делает это несколько раз, толщина покрытия может уменьшиться до 20 мкм (в среднем 3-5 мкм уменьшается с одной полировкой). Об этом следует помнить, потому что, например, типичный бесцветный лак, нанесённый на металлический слой, составляет 20-30 мкм. Поэтому чрезмерная полировка может привести к растиранию прозрачного слоя лака.
Стандарт должен соблюдаться в каждой компоненте кузова?
В большинстве случаев это не так. На горизонтальных элементах, таких как крыша, толщина покрытия может составлять до 20 мкм. Однако есть автомобили (например, Renault), в которых технология окраски позволяет сохранять одинаковую толщину всего кузова.
Как правило, более тонкий слой краски окрашивается внутри автомобиля, особенно в местах, скрытых от глаз пассажиров. Такие места, как колодец запасного колеса или моторный отсек, могут иметь толщину краски всего 50-80 мкм. Очень часто, особенно если это автомобили цвета металлик, прозрачный слой лака не наносится на эти поверхности.
Погрешность измерения
Даже если предположить, что датчик толщины краски откалиброван правильно, измерение может дать неверные результаты. Первая и основная причина такого - это чистота автомобиля. Правило гласит, что грязная машина не измеряется, потому что это искажает результат - особенно в случае датчиков с плоским наконечником. Даже тонкий слой грязи может исказить результат на 10-20 мкм. Ещё одной ошибкой является перпендикулярное выравнивание датчика к поверхности листа. Это происходит особенно на изгибах тела. Для измерений в таких местах лучше всего подходят датчики со сферической измерительной головкой. Однако они дороже и не обязательно нужны для любительских измерений. Погрешности измерения датчика - это отдельный вопрос. Обычно она составляет ± 10 мкм.
Какие следы можно обнаружить?
Места с нанесённым шпаклевочным слоем легче всего обнаружить. Результаты на уровне 400 мкм, а иногда даже нескольких тысяч микрометров (то есть несколько миллиметров) явно замазаны. Если толщина покрытия составляет около 300-350 мкм, можно предположить, что элемент (корпус) был перекрашен. Когда толщина одного элемента значительно уменьшается, это обычно означает, что деталь была заштрихована, поэтому был сделан переход, чтобы скрыть факт окрашивания смежной поверхности. Имея доступ к моторному отсеку, стоит измерять толщину краски на таких конструктивных элементах, как стрингеры или чашки амортизаторов, и вокруг места, где находится номер VIN. Типичная толщина слоя в этих точках составляет 50-100 мкм. Если измеренный вами показатель намного больше, это может означать, что проводился серьёзный ремонт, возможно посадочные места подушек двигателя варились (ведь очевидно, что моторный отсек не красился бы без надобности). Точно так же любые изменения в толщине краски крыши могут говорить о довольно серьёзном ремонте. Может автомобиль простоял два года под дождём и настолько проржавел, что хозяин просто снял ЛКП, прогрунтовал крышу и нанёс новый слой краски.
10 фактов об измерении толщины краски
1. Может ли у одинаковых автомобилей быть разный слой краски и лака?
Наши исследования показали, что машины одной и той же технологической линии (одна модель, один и тот же тип краски) имеют одинаковую толщину краски. Разброс по толщине зависит от производителя, но можно предположить, что средние результаты находятся в пределах допуска 10 мкм. Например, на 12 протестированных моделях Renault Megane средняя толщина краски составляла 100 мкм. Если при измерении мы получим различные результаты, то можно предположить, что это попросту погрешность датчика.
Таким образом, если новый автомобиль продаётся неповреждённым, но имеет более толстый лак, чем другие образцы (например, 220 мкм вместо 100 мкм), это означает, что он был перекрашен. Одинаковые автомобили должны иметь одинаковую толщину краски.
2. Влияет ли цвет и тип лака на толщину покрытия?
Измерения нескольких десятков экземпляров показали, что в одной модели толщина лака одинакова, если он одного типа. Однако, если тип лака отличается, то толщина покрытия может варьироваться. Не существует правила, согласно которым металлический лак будет толще обычного. Наши измерения показали, что все наоборот. Например, в Opel и Ford толщина лака варьировалась от 90 до 150 мкм в зависимости от типа лака.
Таким образом, каждый тип лака может иметь разную толщину. Разница может быть заметна особенно между обычными и металлическими или жемчужными лаками, потому что они имеют разное количество слоёв. Различия в показателях могут доходить до 100%.
3. Один и тот же лак имеет одинаковую толщину на моделях одного производителя?
Новые автомобили той же марки с одинаковой краской имеют одинаковую толщину краски. ЛКП напыляется роботами и практически невозможно иметь разную толщину. Во время эксплуатации автомобиля толщина лака может уменьшиться в результате интенсивного полирования (даже более чем на 20 мкм). Напротив, толщина 100-150 мкм означает, что автомобиль или его деталь имеет дополнительный слой лака.
Соответственно, как и в случае разных копий одной и той же модели, разные модели одной и той же марки должны иметь одинаковую толщину лака (при условии, конечно, что они покрыты лаком одного типа и покрыты лаком по одной технологии).
4. У более дорогих автомобилей более равномерное распределение лака?
Это совершенно не так. Миф, придуманный теми, кто не понимает тонкостей автомобильного производства. Как показали измерения на нескольких дорогих автомобилях (например, Porsche 911 GTS за 880 000 злотых), толщина краски была неоднородной и варьировалась в зависимости от элемента - аналогично обычному VW Golf VII.
Стоимость автомобиля и равномерность покраски (не толщина, а именно однородность) никак не связаны. В автомобилях класса люкс уровень лакокрасочного покрытия находится в диапазоне, типичном для других автомобилей, от 80 до 200 мкм.
5. Как изменяется толщина краски на разных элементах автомобиля?
Большинство исследованных автомобилей имели различную толщину краски в зависимости от того или иного участка кузова. Самый толстый слой находится на горизонтальных поверхностях (крыша, капот), более тонкий на вертикальных поверхностях (крылья, двери), однако самый тонкий слой лака находится внутри автомобиля.
Следует заметить, что допустимые различия в толщине лака внешних элементов в пределах одного экземпляра могут достигать 100%. Это совершенно нормально.
6. Какова толщина лака в популярных моделях?
Как видите, не существует единого общего правила для всех брендов. Различия распространяются даже на отдельные модели одного производителя. В Ford толщина может значительно изменяться для каждого элемента, в то время как Renault удивляет очень высокой однородностью в своих моделях. VW Golf VII имеет средний слой 100 мкм, аналогично Golf IV, V и VI. Skoda покрыты очень тонким слоем, явно ниже 100 мкм.
7. Как измерить толщину лака?
Для любительских и полупрофессиональных измерений толщины слоя краски стоит использовать электронные тестеры, работающие на основе индукции. Механические являются дешёвыми, но они дают очень неточный результат. Кроме этого, они совершенно непригодны для алюминиевых корпусов.
Электронные тестеры позволяют определять толщину покрытия в микронах (1 мкм = 0,001 мм).
8. Стирает ли полироль лак?
Точные измерения на нескольких автомобилях показали, что после процесса полировки могут появиться царапины, но не уменьшается её толщина. С другой стороны, интенсивная механическая полировка, направленная на удаление царапин и обесцвечивания, один раз стирает слой толщиной 3-5 мкм. Между тем, например, прозрачный слой на металлике составляет 20-30 мкм.
Полировка машины приводит, хоть и незначительно, к потерям лакового покрытия. Полная полировка автомобиля не должна быть проведена более 4 раз, потому что на пятый раз, к сожалению, можно попасть в базовый слой.
9. Можно ли отремонтировать машину так, чтобы краска имела первоначальную толщину?
Хороший лак контролирует толщину наносимого слоя и при необходимости соответствующим образом шлифует его слои.
Мы измерили три дорогих автомобиля, отремонтированные в уважаемых мастерских. Все после ремонта имели такую же толщину, как и новые, потому что специалисты ставили за цель именно восстановить слой. Шлифование грунтовки для достижения требуемой толщины слоя является обычной практикой для автомобилей с более высокой ценой. К сожалению, владельцы дешёвых автомобилей редко готовы потратить солидную сумму для восстановления ЛКП, так как стоимость работ соизмерима с новыми элементами кузова.
Профессионально выполненная лакировка позволяет получить ту же толщину краски, что и в новой машине.
10. Как интерпретировать результаты?
Большинство новых автомобилей имеют толщину покрытия 80-120 мкм. Этот результат не вызывает подозрений относительно состояния краски.
Значение около 200 мкм является верхним пределом толщины заводского лака для большинства моделей. Показатель просто не должен быть больше.
Значения 250-350 мкм указывают на то, что автомобиль был окрашен заново.
При показателях 400 микрон и выше (вплоть до нескольких миллиметров), можно легко сделать вывод, что там, под краской, имеется слой шпаклевки.
Как правильно измерить толщину лакового покрытия
Как мы уже упоминали, для правильного измерения следует прежде всего помыть машину, причём максимально тщательно. Если машину нельзя мыть (например, когда покупаете её с рук и мойка находится далеко), протрите проверенные предметы. После длительного периода неиспользования каждый электронный датчик следует калибровать с помощью прилагаемой калибровочной пластины.
Большинство датчиков имеют плоский зонд, и перпендикулярное выравнивание наконечника становится залогом правильного измерения. Лучше избегать проведения измерений такого типа с помощью датчиков на изогнутых поверхностях. В таких местах хорошо работают датчики с закруглённым концом. Чтобы исключить случайные ошибки, необходимо провести несколько измерений на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы можно было получить усреднённый результат. После применения датчика подождите некоторое время, чтобы стабилизировать результат.
Наконечник плоского датчика должен находиться на одном уровне с корпусом. Измерения по краям будут ненадёжными.
Измерения крыши обычно могут быть использованы в качестве эталона, поскольку этот фрагмент кузова ремонтируется только в очень серьёзных случаях.
На краях брызговиков можно ожидать появления замазки или ржавчины под лаком. Если показатели в этих местах внезапно подскочили, значит машина, скорее всего, была в ДТП, пусть и не в серьёзном.
Индукционный тестер не будет работать на пластике. Здесь профессионалы используют ультразвуковые датчики.
Таким образом, можно прийти к выводу, что, имея электронный измеритель толщины лака, мы можем легко понять результаты: до 200 мкм лак является оригинальным, около 300 мкм означает два слоя лака, а результаты от 400 мкм и выше показывают наличие замазки. Электронный тестер обнаружит следы ремонта кузова везде.
Комментарии