menu
3DRIVE
search search
Регистрация Пароль: E-mail:
Завершить регистрацию
Забыли пароль? Если вы не помните пароль от учетной записи, то восстановитье его, используя форму ниже: E-mail: Восстановить пароль
Вход в учетную запись Пароль: Войти Регистрация Забыли пароль?

Роторный двигатель: что это такое, где встречается, плюсы и минусы

01.03.2025

Нередко на автомобильных ресурсах в Интернете или в разговоре автолюбителей можно встретить такое понятие, как роторный двигатель. Особенно часто его упоминают владельцы или любители Mazda. Но что это такое? И чем он отличается от обычного? Сейчас расскажем.

Роторный двигатель
Роторный двигатель

Роторно-поршневой двигатель отличается от обычного тем, что у него нет поршней, цилиндров, шатунов и клапанов. Поэтому, в отличие от простого мотора, при работе здесь нет никаких возвратно-поступательных движений. Подвижные элементы могут двигаться только в одном направлении. Зато всё остальное, как и у обычного силового агрегата. Такой двигатель также имеет форсунки, инжектор или карбюратор. При этом он оснащён системой смазки, зажигания и охлаждения.

Основной деталью такого силового агрегата служит ротор. Это – треугольник с закруглёнными наружу концами. Он делается из чугуна и размещается в овальном статоре или корпусе мотора, который заменяет здесь блок цилиндров. На его углах есть уплотнительные пластинки, замещающие поршневые кольца.

Кстати, коленчатого вала в таком двигателе тоже нет. Зато есть эксцентриковый вал. Благодаря ему, ротор движется в своей камере по очень необычной траектории. При этом на один его оборот приходится целых три оборота вала. Поэтому в таких силовых агрегатах есть все те же процессы, что и в обычном двигателе. Просто реализованы они иначе. Кстати, в некоторых двигателях может быть не один, а несколько роторов, установленных друг за другом.

Также отсутствует в таких моторах и привычный газораспределительный механизм. Ведь здесь нет клапанов и распредвала. Вместо этого присутствуют впускные и выпускные окна на торце или сбоку корпуса. При движении ротор, когда это требуется, сам открывает и закрывает их. Топливовоздушная смесь забирается через впускное окно. Дальше ротор крутится, уменьшая объём смеси. Давление становится максимальным, когда она попадает к свечам зажигания. При этом смесь воспламеняется. А ротор крутится дальше, передавая крутящий момент выходному валу. Далее при повороте ротор выбрасывает отработанные газы через выпускное окно. Такие процессы происходят на всех его сторонах.

Роторно-поршневой двигатель был создан в Германии в 1950-е годы специалистами автомобильного завода NSU Феликсом Ванкелем и Вальтером Фройде. Неудивительно, что разработка стала активно применяться на автомобилях этого бренда. Также такие моторы пробовали устанавливать на Audi, Mercedes Benz, Citroen и даже некоторые модели американского концерна General Motors. Но нигде они так и не прижились очень надолго. Кстати, мало кто знает, но и советские инженеры экспериментировали с подобными силовыми установками. Например, АВТОВАЗ выпускал автомобили ВАЗ-21079 для спецслужб с таким двигателем объёмом 1, 3 литра и мощностью 140 лошадиных сил. Но и в нашей стране подобные моторы не получили широкого распространения.

И удивляться этому не приходится. Ведь роторные двигатели имеют очень сложную конструкцию. Поэтому обслуживать и ремонтировать их тоже не так просто. Да и недостатков у них немало. А к достоинствам таких силовых агрегатов обычно относят возможность достижения большой мощности при малом объёме, тщательно оптимизированную и тихую работу, очень быстрое достижение максимального крутящего момента, в также небольшой вес и размер. К минусам роторов относят большой расход масла и бензина, а также значительный вред для экологии. Кроме того, такие двигатели часто перегреваются. При этом их ресурс невелик. Он всегда намного меньше, чем у самого плохого обычного мотора. Поэтому и покупать такие машины зачастую невыгодно. Ведь многие люди предпочитают избегать лишних трат и стремятся подольше ездить на своем авто.

Mazda RX-8
Mazda RX-8

Но, похоже, все эти проблемы ничуть не пугают японского автопроизводителя Mazda. Ведь здесь такие двигатели активно используются много лет и встречаются на целом ряде моделей. Ещё в 1967 году японцы оснастили ротором свою Mazda Cosmo Sport. Впоследствии он встречался и на знаменитой Mazda RX-7. А в новом тысячелетии с таким мотором выпускалась Mazda RX-8. После этого компания приняла решение на время отказаться от роторов.

Mazda MX-30
Mazda MX-30

В настоящее время роторные моторы по-прежнему практически не используются большинством автопроизводителей ввиду их сложности и недолговечности. Непопулярны они и у большинства автомобилистов. Боятся их и мотористы. Но это вовсе не значит, что такие силовые агрегаты канули в лету и больше не существуют. Они по-прежнему иногда появляются на некоторых моделей. Правда, об их массовости речи, конечно, не идёт. Зато «Мазда» в последнее время снова стала удивлять, вернувшись к производству автомобилей с роторно-поршневыми двигателями. Причём она не боится ставить их на довольно массовые и востребованные модели. Например, ротор встречается в составе гибридной силовой установки современного и стильного кроссовера Mazda MX-30. Так что пока явно не стоит списывать такие двигатели со счетов. Да и любителей подобных авто, несмотря ни на что, хватает. Они ценят их преимущества и стараются не замечать недостатков. Но ротор никогда не станет популярнее обычных двигателей. Да это и не нужно.

admin
0
0
Вы уже голосовали

Читайте также

Комментарии

Пользователь: Гость Для авторизации пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь
Отправить
Оставь комментарий первым!
Наверх